Пожалуй, в сознании любой маленькой девочки чудесные замки принцесс выглядят примерно как баварский Нойшванштайн. Неудивительно — именно он стал прототипом для эмблемы студии Диснея. Однако, возвели его не давным-давно, а в конце XIX, правда по приказу настоящего «сказочного короля».
Нойшванштайн, название которого дословно переводится как «Новый Лебединый утес», стоит на скале высотой 1008 метров в предгорьях Альп недалеко от границы с Австрией. Это одна из самых популярных достопримечательностей южной Германии — визитная карточка Баварии.
Белокаменный замок будто создан самой природой — настолько идеально он вписывается в окружающий горный пейзаж. Изящный, устремленный к небесам, он летит над альпийскими лесами как дивный лебедь. А в туманную погоду кажется, что дворец соткан из воздуха и парит в облаках…
Рвущиеся ввысь башни Нойшванштайна с балкончиками и бойницами, увенчанные остроконечными конусообразными крышами, узорчатые окна вытянутой формы, многочисленные полукруглые арки и асимметричное расположение большинства строений создают совершенно сказочную картину.
Издали этот удивительный замок напоминает театральную декорацию и в его фантастической архитектуре гармонично сочетаются романский и неоготический стили.
Столь иллюзорный образ дворца, овеянный средневековыми легендами о благородных рыцарях и отражающий красоту края синих озер и высоких скал, удалось создать благодаря союзу выдающегося архитектора Эдуарда Риделя и художественного декоратора Кристиана Янка.
В былые времена на месте Нойшванштайна стояло две старинные крепости — Передний и Задний Швангау. На скале же напротив с XII столетия находился замок Хоэншвангау, перестроенный в 1832 — 1836 годах королем Баварии Максимилианом II.
Над реставрацией помещений Хоэншвангау работали мастера романтизма, одухотворенного культурного направления той эпохи. В числе прочих они создали в замке Зал Рыцаря Лебедя. Здесь на стенах были изображены иллюстрации к древним сказаниям о Лоэнгрине, рыцаре в серебряных латах, приплывшем на помощь возлюбленной во влекомой лебедем лодке.
Максимилиан часто бывал в Хоэншвангау, и именно здесь прошло детство и юность его сыновей. Старший из них, Людвиг, отличался особой мечтательностью, любовью к искусствам и легендам. Жизнь же в романтическом замке с интерьерами украшенными сказочными картинами еще сильнее развивала в мальчике его наклонности.
В 1861 году, в возрасте 15 лет, Людвиг открыл в себе страсть к оперной музыке, после того как побывал на спектакле Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это божественное произведение сильно впечатлило юношу, и с тех пор его идеалом стал Лоэнгрин, Рыцарь Лебедя.
Спустя шесть лет, уже будучи правителем Баварии Людвигом II, он называл свою невесту Софию именем героини оперы — Эльзой. Себя же, однако, он не чувствовал влюбленным Лоэнгрином, поскольку в письмах к Софии подписывался как король из легенды — Генрих.
Свадьба так и не состоялась.
Людвига гораздо больше волновал мир грез и фантазий. В первую очередь, взойдя на престол, 18-летний король занялся вопросами культуры. Тогда он лично познакомился с Вагнером, они подружились. Людвиг начал спонсировать творчество композитора.
В 1868 году король поведал Вагнеру о намерении выстроить прекрасный замок своей мечты напротив Хоэншвангау, в стиле средневековых рыцарских крепостей, основным мотивом которого станет оперная история Рыцаря Лебедя.
Композитору понравилась идея, и началось. Передний и Задний Швангау снесли. Затем верхнюю часть скалы взорвали, чтобы увеличить площадь для будущего строения. 5 сентября 1869 года был заложен первый камень чудесного «Нового Лебединого утеса» Нойшванштайн.
За образец для создания дворца Эдуард Ридель и Кристиан Янк взяли наиболее сохранившийся из старинных замков Баварии — Ватбург, гордо стоящий на высоте 441 метров над землей, а также цитадель в Нюрберге и древние крепости долины Рейна.
В том же году Людвиг II принялся за постройку королевского деревянного дома в Шахене, расположенного уединенно в горах. Этот домик также, казалось, сошел со страниц книги сказок.
К 1873 году существовало уже как минимум 3 этажа Нойшванштайна и роскошные ворота. Король не жалел на замок ни времени ни денег — каждую деталь, каждый зал мастера превращали в настоящее произведение искусства. Для работы использовались лучшие и самые дорогие материалы.
Также в 1873 году Людвиг приобрел остров Херренинзель, чтобы возвести здесь полную копию французского Версальского дворца. А год спустя, примерно в 20 км от Лебединого утеса, началось строительство замка Линдерхоф.
Монарха-романтика, все меньше принимавшего участие в управлении страной и все больше погружавшегося в свой внутренний мир, благодаря всем этим проектам стали называть «сказочным королем».
К началу 80-х годов Людвиг II практически полностью отстранился от правительства. В 1881 году он вместе с группой других мечтателей отправился в Швейцарию на поиски следов мифологического героя Вильгельма Телля, после чего как-то раз обедал с духом Людовика XIV. Министры перестали его понимать…
Весной 1884 года были готовы покои короля на четвертом этаже Нойшванштайна, и Людвиг наконец-то смог поселиться в своем чудесном замке, основную роль в интерьерах которого играли иллюстрации к средневековым легендам и операм Вагнера и, конечно, лебединые мотивы.
Зал Певцов стал центральным в удивительном сооружении — на его стенах изображены сцены сказаний о Лоэнгрине, здесь должны были проходить концерты Вагнера. Однако, композитор ни разу не побывал в Нойшванштайне, и при жизни Людвига здесь не прошло ни одного представления.
Другим выдающимся помещением замка, и, пожалуй, самым впечатляющим, является Тронный зал, изобилующий мрамором, великолепными колоннами, непревзойденными мозаиками и живописными полотнами… Но в базиликоподобной закладке, призванной обозначить религиозную связь между Богом и государем, никогда не было трона.
В последующие два года монарх окончательно потерял связь с реальным миром. Он жил уединенно в своих грезах и перестал общаться даже с ближайшими друзьями, разделявшими его романтические взгляды. Тогда Людвиг получил еще одно свое прозвище — «лунный король», поскольку перешел на ночной образ жизни.
В июне 1886 года правительство объявило Людвига II неизлечимо душевнобольным. Что интересно, это было сделано заочно. Короля обвинили в безмерной растрате государственной казны на строительство «никому ненужных замков», в удалении от дел государства и в гомосексуализме, поскольку монарх не был женат.
12 июня его насильно вывезли из Нойшванштайна в замок Берг. Вечером следующего дня он отправился на свою последнюю прогулку с врачом Бернхардом фон Гудденом в местный парк. Утром 14 июня Людвига вместе с фон Гудденом нашли мертвыми в Штарнбергском озере…
По сей день историки не могут дать точный ответ, что с ними произошло.
Со смертью «сказочного короля» строительство «Нового Лебединого утеса» прекратилось. Не были закончены рыцарское помещение, весь третий этаж, купальня и западная терраса, а главная 90-метровая башня Нойшванштайн так и осталась только на чертежах.
Правда очень скоро «никому ненужный замок» опального короля превратился в настоящее достояние Германии — уже через два месяца после гибели Людвига он был открыт для туристов.
Возможно, «лунный король» и правда страдал безумием, но без него мир не знал бы этой сказки наяву. И, кстати, как утверждают исследователи, не появился бы и шедевр Чайковского «Лебединое озеро». Говорят, на его создание композитора вдохновил именно Нойшванштайн.
Читайте также в журнале о нашей прекрасной планете anywaytrip.ru:
♦ Загадочное святилище в Германии Экстернштайне
Понравилась статья? Как можно скорее подпишитесь на RSS или на рассылку по электронной почте и получайте новые рассказы мгновенно!
С уважением, Мария
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий