понедельник, 24 декабря 2012 г.

Париж. Собор Парижской Богоматери: факты и легенды

В предисловии к знаменитому роману «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Это бессмертное произведение вышло в свет в 1831 году, спустя 37 лет после окончания Великой французской революции, в ходе которой собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал.

Собор Парижской Богоматери

Тогда величественный храм, сердце Парижа на острове Сите, спасла лишь любовь простого народа — ярый революционер, Неподкупный Робеспьер, объявил, что собор останется на своем месте только если парижане оплатят мзду на нужды революции… Так Нотр-Дам де Пари превратился в Храм Разума и, по совместительству, в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья оставался в том же плачевном состоянии, власти решали — снести храм или полностью изменить его облик.

Собор Парижской Богоматери

Гюго добился своего. Его роман произвел фурор. Спустя 10 лет после публикации книги начинается масштабная реставрация Нотр-дам де Пари, за дело принимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк.

За последующие 23 года собор буквально возрождается: восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров.

В то же время на третий ярус строения, у основания двух башен фасада, устанавливают изваяния фантастических монстров — химер, символизирующих собой демонов, силы зла и всевозможные пороки. На их создание Виолле-ле-Дюка вдохновили средневековые гаргульи, водостоки в верхней части храма, выполненные в форме чудовищ.

Вскоре химеры, а вместе с ними гаргульи и все остальные статуи собора, обросли множеством мистических легенд — есть что-то таинственное, холодное и устрашающее в этих вечно наблюдающих за Парижем существах…

Собор Парижской Богоматери

Говорят, что рядом с фигурами не стоит фотографировать людей, поскольку человек на изображении будет казаться таким же каменным, как скульптура.

А любители эзотерики вообще считают Собор Парижской Богоматери настоящим «справочником оккультных учений», и ищут в его символике и архитектуре зашифрованный средневековыми зодчими секрет философского камня!

Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари начали строить в 1163 году на месте христианской базилики св. Стефана, возведенной, в свою очередь, на месте языческого храма, посвященного Юпитеру. Несмотря на то, что уже в 1182 году был освящен главный алтарь собора, а к 1196 году — завершен его продольный неф, окончательно строительные работы закончились только в 1345.

Эти долгие 182 года возведением и проектированием собора занимались разные архитекторы, каждый из которых привнес в его неповторимый облик что-то свое. В результате получилось чудесное строение в стиле, переходном от приземистого романского в стремящийся в высь готический.

Главный фасад храма имеет три величественных портала, богато украшенных скульптурными группами, изображающими эпизоды из Евангелия. Над центральным входом высятся сцены Страшного суда, над левым — из жизни Богородицы, и над правым — Святой Анны. Сами же двери орнаментированы узорами из кованого железа удивительной красоты.

Собор Парижской Богоматери

Этот несравненный узор также овеян мистикой. Согласно легенде, причудливый орнамент выковал сам дьявол, призванный на помощь испугавшимся не справиться со столь сложной задачей кузнецом.

Когда ворота были полностью готовы и установлены на свое место, их не могли открыть до тех пор, пока не окропили святой водой.

Странное сочетание святости и ее противоположности в Соборе Парижской Богоматери зарождалось еще во время строительства: средства на возведение главного храма столицы Франции жертвовали представители практически всех социальных слоев — от монарха до проституток, причем деньги от сообщества блудниц принимались под грифом секретности.

Однако, благодаря общим усилиям, сегодня, на радость всему миру, существует этот восхитительный собор, способный вместить до 9 тысяч человек одновременно, длиной 130 метров, шириной 48, и с двумя башнями достигающими 69 метров в высоту.

В этих дивных башнях находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма, которое будет отмечаться на протяжении почти года — с 12.12.12 до 24.11.13.

Собор Парижской Богоматери

Самый тяжелый колокол, Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит крайне редко, услышать его звучание — большая удача. По старинному преданию своему прекрасному голосу колокол обязан щедрым парижанкам. Они бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу, из которой затем отлили Эммануэль.

Почему так редко звонит чудесный колокол? Дело в том, что его очень сложно раскачать. Но если верить легенде, как раз в Эммануэль бил самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери, Квазимодо.

Отвергнутый собственной матерью, обществом, не имея дома, Квазимодо всем сердцем любил храм, который заменил ему и друзей, и семью и родной очаг.

Именно вокруг Нотр-Дам де Пари разворачивается драма несчастного горбуна: в действительности главным героем романа Гюго является сам собор.

Собор Парижской Богоматери

После выхода книги во Франции начали восстанавливать не только Собор Парижской Богоматери, но и другие готические здания. Вслед за Францией — во всей Европе. И, возможно, именно тогда зародилась европейская традиция сохранения всех исторических и архитектурных  памятников, которой, к сожалению, так катастрофически не хватает нашей стране.

Читайте также в журнале о путешествиях anywaytrip.ru:

Путешествие во Францию 2008

Понравилась статья?  Как можно скорее подпишитесь на RSS или на рассылку по электронной почте и получайте новые рассказы  мгновенно!

С уважением, Мария

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий